МКОУ "Страховская СОШ им.В.Д.Поленова"
с.Страхово Заокского района Тульской области
  • Информационная безопасность

    В настоящее время население России составляет 146,4 млн. человек, из которых 30,2 млн. человек - несовершеннолетние (20,6 процента населения), из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

    Современные дети - первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в сети "Интернет" эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18 - 45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.

    Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается.

    Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера.

    Несмотря на наличие правового регулирования, позволяющего оперативно реагировать на распространение в сети "Интернет" информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также разнообразного инструментария, направленного на защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги "Родительский контроль", а также привлекая общественные и отраслевые организации в целях мониторинга сети "Интернет" на предмет наличия деструктивной информации.

    Обеспечению информационной безопасности детей в рамках настоящей Концепции будет способствовать разработка и принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления комплексных решений, формирующих систему информационной безопасности детей, в том числе в части определения актуальных угроз и предотвращения их наступления, обеспечения приоритетности и эффективности принимаемых мер в реализации государственной политики в этой сфере, посредством разработки и принятия перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.

    Правовую основу  Концепции информационной безопасности детей в РФ составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующие в том числе вопросы информационной безопасности детей в Российской Федерации.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
    http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
    http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
     www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
    http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
    http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
    http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
    http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
    http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
    http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
     http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
    http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
    http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
    http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
    http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
    http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
    http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
    http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
    http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
    http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
    http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
    http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
    https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
    https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
    http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).
    https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
    http://rosmetod.ru — Росметод.
    http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.
    http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.
    http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.
    www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
    http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
    http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.
    http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.
    http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    Основные типы интернет опасностей:

    • Интернет-зависимость. У детей такая зависимость случается из-за чрезмерного увлечения играми. Особенно это касается игр с многопользовательской аудиторией, где игроки общаются друг с другом, взаимодействуют по ходу сюжета. Бить тревогу стоит, когда игра становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает отказываться от еды, отказывается учиться, играет по ночам, проявляет агрессию, если запретить играть. Выйти из интернет зависимости детям сложно, поэтому, чем раньше она будет выявлена, тем меньше вреда нанесет.
    • Кибербуллинг и троллинг. В сети массово встречаются агрессивные пользователи, которые выводят на эмоции оппонентов. Адекватно ответить и постоять за себя сможет не каждый. В чем опасность троллинга в интернете? Издевательства, запугивания, насмешки, упреки сильно влияют на поведение ребенка. Он становится замкнутым, раздраженным, теряет веру в себя и свои таланты. Внутренние переживания отражаются и на учебе. 
    • Сайты с вирусами (фишинг, майнеры). Вредоносный вирус причиняет вред технике, замедляет работу и снижает общую производительность. Кроме того, на компьютеры интернет-пользователей могут попасть вирусы-майнеры, которые будут тратить ресурсы устройства на добычу криптовалюты. Кроме того, в сети есть множество фишинговых сайтов, с помощью которых мошенники воруют персональные данные пользователей: номера банковских карт, паспортные данные и так далее. 
    • Пропаганда терроризма, нацизма, агрессии. Подростками очень легко манипулировать, чем и пользуются злоумышленники. В сети можно встретить сайты, где открыто призывают к тем, или иным видам насилия. Кроме призывов, размещаются видео ролики со сценами жестокости и убийствами. Такой контент шокирует и наносит психологическую травму ребенку, которая может в последствии повлиять на его здоровье.
    • Нецензурная лексика, непристойности, грубость. В интернете практически нет цензуры, поэтому общаясь на разных форумах и в соцсетях, дети видят маты, пошлые шутки, грубое обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.
    • Алкоголь, наркотики, табак. Распространители запрещенных веществ постоянно ищут новых клиентов. Они рассказывают, какие замечательные ощущения получишь от употребления наркотиков или алкоголя, завлекая наивных подростков. Втираются в доверие и в случае возникновения проблем в жизни, всегда придут на помощь с отличным «средством» от любой беды. Ресурсы, на которых промышляют такие деятели, постоянно блокируются Роскомнадзором, но при этом их не становится меньше.
    • Сайты категории 18+. На порносайт можно попасть случайно, нажав ничем не примечательную ссылку или всплывающую картинку. Конечно, рано или поздно с взрослой стороной жизни столкнется каждый ребенок, но все же не зря этой теме дали возрастной ценз от 18 лет. Это значит, что знакомство с эротикой и порнографией нужно отложить до подходящего момента.
    • Лотереи, казино, тотализаторы. На многих сайтах встречается реклама онлайн-казино. Она привлекает яркой картинкой, на что и обращает внимание ребенок. Большинство таких казино только выманивают деньги, обещая гарантированный огромный выигрыш. Но на самом деле мошенники узнают данные банковских карт, электронных кошельков, взламывают их и снимают средства. С этой же целью «раздают» бесплатные лотерейные билеты. Ребенок должен понимать, что без разрешения родителей играть на деньги в интернете категорически запрещено, как и вводить данные банковских карт на подозрительных сайтах.
    • Социальные сети. Опасность социальных сетей в том, что незнакомые люди могут втереться в доверие к ребенку, стать ему настоящим «другом», а потом и вовлечь в преступную деятельность. Даже взрослые не всегда могут определить злоумышленников, а уж дети тем более. Для них хорошие все те, кто соглашаются с их мыслями, желаниями и интересами. Злоумышленник может попросить финансовой помощи у ребенка, ссылаясь на безвыходную ситуацию. Бравируя дружбой и поддержкой, мошенник может заставить ребенка нарушить закон, а в лучшем случае, только выманит деньги.
    • Педофилы. Также стараются сначала подружиться с ребенком, показать, что они на одной волне. Педофил постепенно выуживает необходимую информацию: школа, класс, адрес. Причем он не обязательно будет лично встречаться с ребенком. Он может просить прислать фото или видео интимного характера. Представляясь работником модельного агентства завладеть заветной фотографией не сложно, ведь каждая третья девочка мечтает стать моделью. Получив одно фото, преступник начнет шантажировать ребенка и просить новые. Пугая тем, что покажет полученные фотографии одноклассникам или родителям, педофил получает то, что требует.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    Возрастные рекомендации

    Возрастные рекомендации, которые следует учитывать при использовании интернета детьми.

    2 – 4 года

    • Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете.
    • Не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных.
    • Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
    • Ограничьте время, проводимое за компьютером.
    • Прививайте базовые навыки работы с компьютером с помощью соответствующих возрасту игр и образовательных программ.

    5 – 7 лет

    • Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете или с телефоном.
    • Не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных.
    • Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
    • Используйте удобные для детей поисковые системы с родительским контролем.
    • Настройте фильтры по возрасту.
    • Ограничьте время, проводимое в интернете.
    • Ограничьте детей списком любимых сайтов, который вы составите вместе.
    • Убедитесь, что подключенные к интернету устройства находятся в открытом доступе, где вы можете их наблюдать.
    • Заблокируйте использование средств обмена мгновенными сообщениями, электронной почты, чатов, мобильного интернета, обмена текстовыми, графическими и видео сообщениями, а также доступ к доскам сообщений.
    • Научите детей никогда не разглашать личную информацию в интернете.

    8 – 10 лет

    • Обсудите с детьми, что им интересно в интернете.
    • Расскажите детям об опасностях, скрывающихся в интернете.
    • Научите детей никогда не разглашать личную информацию.
    • Избегайте пугающих образов.
    • Объясните детям, как правильно общаться с друзьями в интернете.
    • Попросите детей рассказывать вам о случаях, когда они сталкиваются в интернете с чем-то, что вызывает у них чувство неловкости.
    • Проводите время в интернете совместно с детьми или ограничьте им доступ только набором одобренных сайтов.
    • Размещайте подключенные к интернету устройства в открытой общей зоне.
    • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
    • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
    • Используйте удобные для детей поисковые системы.
    • Запретите использование средств обмена мгновенными сообщениями, чатов и сайтов социальных сетей, предназначенных для более взрослой аудитории.
    • Попросите ребенка использовать тот же адрес электронной почты, который используете вы сами, или специальный адрес, к которому у вас есть доступ.
    • Просите детей открыто рассказывать о своих действиях в интернете.

    11 – 13 лет

    • Не размещайте устройства, подключенные к интернету, в детских комнатах.
    • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
    • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
    • Контролируйте все устройства с доступом в интернет: сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
    • Просите детей рассказывать об их действиях в сети и людях, с которыми они общаются.
    • Запретите детям разглашать личную информацию без вашего разрешения.
    • Объясните детям, что не следует организовывать личные встречи с людьми, с которыми они познакомились в Интернете.
    • Требуйте у детей доступ к их электронной почте и чатам.
    • Ограничьте общение посредством мгновенных сообщений списком друзей, который вы одобряете.
    • Заблокируйте доступ к чатам.
    • Научите детей общаться с незнакомцами в интернете.
    • Расскажите детям о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
    • Проверяйте историю браузера, чтобы отслеживать поведение детей в интернете.
    • Соблюдайте минимальный возраст для регистрации в социальных сетях (например, 13 лет для Myspace и Facebook).
    • Поощряйте посещение детьми соответствующих возрасту сайтов, таких как TweenLand, ClubPenguin и прочих.
    • Не позволяйте детям публиковать фотографии или видео без вашего разрешения.

    14 – 18 лет

    • Составьте список правил использования интернета для вашего дома.
    • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
    • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
    • Ознакомьтесь с приложениями для обмена сообщениями, которые используют ваш ребенок.
    • Контролируйте устройства с выходом в интернет, помимо компьютеров, такие как сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
    • Храните устройства с доступом к интернету на виду, вне детских комнат.
    • Обсуждайте с подростками друзей, с которыми они познакомились в интернете, и говорите об их действиях в сети.
    • Поговорите с подростками о том, что не следует общаться с незнакомцами посредством мгновенных сообщений, и совместно составьте список друзей.
    • Убедите подростков спрашивать у вас одобрения, прежде чем заводить знакомства в сети.
    • Сопровождайте подростков на встречу с людьми, с которыми они познакомились в интернете, но еще не знают лично.
    • Научите подростков не разглашать личную информацию.
    • Расскажите подросткам о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
    • Защитите подростков от спама, объяснив им, что не следует раскрывать свой адрес электронной почты в интернете и отвечать на нежелательную почту.
    • Расскажите подросткам о законах об авторском праве и ответственном поведении в интернете.
    • Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказ, покупку или продажу товаров.
    • Просите подростков рассказывать вам о неприемлемых материалах или нежелательных комментариях сексуального характера, которые они получили в интернете.
    • Расскажите подросткам, на что нужно обращать внимание или запрашивать перед загрузкой файлов из интернета.
    • Выборочно проверяйте историю браузера, чтобы узнать, какие сайты посещал подросток.

    Министерством образования и науки Алтайского края совместно с КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им О.Р. Львова», ГУ МВД России по Алтайскому краю в рамках реализации программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» разработаны видеоролики для родителей и обучающихся:

    «Кибербезопасность»

    «Разновидности угроз в сети (вредоносное ПО, фишинг и т.п.)»

    «Телефонные мошенничества, как не стать жертвой»

    «Кибербезопасность для детей, как не стать жертвой»

    • 1. Используйте надежное интернет-соединение.

      Мы не рекомендуем использовать публичные сети Wi-Fi, однако понимаем, что иногда это неизбежно, особенно для тех, кто всегда в пути. Выходя в интернет через общественную сеть Wi-Fi, вы не контролируете ее безопасность, а значит, легко можете стать целью для киберпреступника. В этих случаях рекомендуется избегать выполнения операций с использованием персональных данных – в частности, пользоваться услугами интернет-банка и совершать покупки онлайн.

      Если эти операции необходимы, используйте виртуальную частную сеть (VPN). Эта технология в реальном времени шифрует все данные, которые вы передаете через ненадежную сеть, обеспечивая их защиту. Если вы не используете VPN, воздержитесь от совершения личных транзакций до момента, когда появится возможность надежного подключения к интернету. Больше информации о VPN можно найти здесь.

      2. Используйте надежные пароли.

      Пароли – одно из самых слабых мест в системе кибербезопасности. Пользователи часто создают пароли, которые легко запомнить. Следовательно, злоумышленникам не составляет труда подобрать их с помощью специальных программ. Используя один и тот же пароль для нескольких учетных записей, вы подвергаете свои данные еще большему риску, ведь, получив учетные данные от одного сайта, злоумышленники смогут войти и в другие ваши аккаунты.

      Выбирайте надежные пароли, которые сложно подобрать. Надежный пароль обладает следующими свойствами:

    • Длинный: минимум 12 символов, в идеале даже больше.
    • Сложный: содержит заглавные и строчные буквы, а также специальные символы и цифры.
    • Не очевидный: в пароле не используются последовательные цифры (1234) и личная информация, которую легко узнать или найти в интернете: ваш день рождения, имя домашнего животного и так далее.
    • Случайный: не содержит запоминающихся сочетаний клавиш.
    • В этом случае может быть полезным использование менеджера паролей. Менеджеры паролей помогают создавать надежные пароли, хранить их в цифровом хранилище, защищенном единым мастер-паролем, и автоматически подставлять их при входе в учетные записи.

      3. По возможности включите многофакторную аутентификацию.

      Многофакторная аутентификация – это способ проверки подлинности, при котором для доступа к учетной записи используются два или более метода проверки. Например, вместо простого запроса имени пользователя или пароля при многофакторной аутентификации запрашивается дополнительная информация:

    • Дополнительный одноразовый пароль, который серверы аутентификации веб-сайта отправляют на телефон или адрес электронной почты.
    • Ответы на личные вопросы безопасности.
    • Отпечаток пальца или другая биометрическая информация, например, голосовые данные или распознавание лица.
    • Многофакторная аутентификация снижает вероятность успеха кибератаки. Чтобы защитить онлайн-аккаунты, рекомендуется по возможности использовать многофакторную аутентификацию. Для обеспечения безопасности в интернете можно также применять сторонние приложения проверки подлинности, такие как Google Authenticator или Authy.

      4. Обновляйте программное обеспечение и операционную систему.

      Разработчики постоянно работают над безопасностью продуктов, отслеживая последние угрозы и выпуская исправления безопасности в случае обнаружения уязвимостей в приложениях. Используйте последние версии операционных систем и приложений, чтобы не пропускать свежие обновления безопасности. Это особенно важно для приложений, содержащих платежные данные, сведения о состоянии здоровья и прочую конфиденциальную информацию пользователя.

      5. Убедитесь в надежности сайта.

      Надежность – важный атрибут всех посещаемых веб-сайтов, особенно тех, на которых осуществляются транзакции. В частности, сайтов электронной коммерции. При переходе на неизвестный сайт проверьте, защищен ли он SSL-сертификатом. Адреса таких сайтов начинаются с HTTPS вместо HTTP (буква S означает «безопасный»), а в адресной строке отображается значок замка. Другие признаки надежности сайта включают:

    • Грамматически правильный текст без орфографических и пунктуационных ошибок. Авторитетные бренды прикладывают значительные усилия для обеспечения надлежащего качества своих веб-сайтов.
    • Качественные изображения, соответствующие ширине экрана.
    • Объявления, органично вписанные в структуру сайта и не перегружающие его.
    • Единообразное цветовое оформление и выдержанная тема. Едва заметные изменения цветовой гаммы или стиля страницы, на которую вы возвращаетесь после перехода по ссылке, могут быть признаком мошеннического сайта.
    • Согласно отраслевым требованиям, все онлайн-транзакции по кредитным и дебетовым картам должны проходить через платежный шлюз либо оплата должна осуществляться через сервис PayPal. Если вам предлагают перечислить деньги иным способом, вероятно, это мошенники.
    • 6. Проверьте настройки приватности и ознакомьтесь с политиками конфиденциальности.

      Маркетологи, как и злоумышленники, хотят знать о вас все. Они могут получить эту информацию из истории поисковых запросов и социальных сетей. Но вы можете контролировать доступную им информацию. В веб-браузерах и мобильных операционных системах предусмотрены параметры для обеспечения конфиденциальности в интернете. На сайтах социальных сетей, таких как ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, LinkedIn и прочие, предусмотрены параметры обеспечения конфиденциальности, которыми вы можете управлять. Мы рекомендуем хорошенько разобраться с параметрами конфиденциальности и настроить учетные записи так, как вам комфортно.

      Многие принимают условия политики конфиденциальности, не читая. Однако огромное количество данных обрабатывается в маркетинговых и рекламных (и преступных) целях, поэтому рекомендуется ознакомиться с политиками конфиденциальности используемых веб-сайтов и приложений и понять, как осуществляется сбор и анализ данных. Но даже если вы закрыли посторонним доступ к своим данным, не следует забывать, что обеспечить полную конфиденциальность в интернете практически невозможно. Злоумышленники, администраторы веб-сайтов и правоохранительные органы могут получить доступ к информации, которую вы считаете закрытой.

      7. Следите, по каким ссылкам вы переходите.

      Один неосторожный переход по ссылке – и ваши личные данные попали к злоумышленникам или устройство было заражено вредоносной программой. Поэтому важно следить за тем, по каким ссылкам вы переходите, и избегать определенных типов контента: ссылок из ненадежных источников, спам-сообщений, онлайн-викторин, кликбейтных заголовков, «бесплатных» предложений и нежелательной рекламы.

      При получении электронного письма, в подлинности которого вы сомневаетесь, не переходите по содержащимся в нем ссылкам и не открывайте вложения.

      Рекомендуется вообще не открывать такие сообщения. Если вы не уверены в подлинности электронного письма, обратитесь непосредственно к отправителю. Например, при получении подозрительного письма якобы из вашего банка позвоните в банк и спросите, действительно ли письмо пришло от них.

      При просмотре сайта убедитесь, что переход по ссылкам осуществляется на страницы со связанным или ожидаемым содержимым. Например, если вы переходите по ссылке на описание сафари в Африке, но вместо этого попадаете на кликбейтную страницу о том, как похудели знаменитости, или на статью с заголовком «Где они сейчас?», немедленно покиньте эту страницу.

      Женщина читает советы по безопасности в интернете вместе с супругом и ребенком.

    • 8. Убедитесь, что ваши устройства защищены.

      Около 60% пользователей используют мобильные устройства для совершения покупок и поиска информации в интернете гораздо чаще, чем компьютеры, и такие устройства должны быть надежно защищены. Рекомендуется использовать пароли, секретные коды и другие средства безопасности, такие как считывание отпечатков пальцев или технологию распознавания лица на всех устройствах: телефонах, компьютерах, планшетах, умных часах, умных телевизорах и других устройствах. Эти меры безопасности снизят вероятность кибератаки или кражи ваших личных данных.

      9. Регулярно выполняйте резервное копирование.

      Следует иметь резервные копии важной личной информации на внешних жестких дисках и регулярно создавать новые резервные копии. Программы-вымогатели – это тип вредоносных программ, блокирующих компьютер и не позволяющих получить доступ к важным файлам. Резервное копирование данных помогает минимизировать негативные последствия атак программ-вымогателей, а специальное ПО для защиты повысит уровень вашей безопасности. Есть и другие типы вредоносных программ, которые блокируют доступ к персональным данным, создавая чрезмерную нагрузку на систему, или просто удаляют файлы.

      10. Удалите неиспользуемые учетные записи.

      У многих есть учетные записи, которые давно не используются. Их наличие может стать источником уязвимостей при использовании интернета. Старые учетные записи часто имеют более слабые пароли, а сайты, на которых они использовались, могут иметь ненадежную политику защиты данных. Кроме того, по данным в старых профилях социальных сетей киберпреступники могут собрать о вас различные данные, например дату рождения и местонахождение, и использовать их для последующей атаки. Поэтому мы рекомендуем удалить старые учетные записи и отправить заявку на удаление ваших данных со сторонних серверов.

      11. Будьте осторожны с загрузками.

      Цель злоумышленников – заставить вас скачать вредоносную программу, которая откроет им доступ к вашему устройству. Вредоносные программы могут быть замаскированы под любое ПО, начиная с популярных игр и заканчивая приложениями для проверки погоды или наличия пробок на дороге. Кроме того, они могут быть скрыты на созданных злоумышленниками веб-сайтах, которые пытаются установить вредоносные программы на ваше устройство.

      Вредоносные программы наносят ущерб: нарушают работу устройства, крадут личные данные, предоставляют несанкционированный доступ к компьютеру. Обычно для загрузки вредоносных программ требуется ряд действий со стороны пользователя, но встречается также заражение путем скрытой загрузки, когда веб-сайт пытается установить вредоносные программы на компьютер, не спрашивая предварительного разрешения. Будьте осторожны при переходе на неизвестный сайт и при загрузке объектов на устройство, загружайте контент только из надежных или официальных источников. Регулярно проверяйте папки загрузки и немедленно удаляйте неизвестные файлы – они могли попасть на ваше устройство в результате скрытой загрузки.

      12. Будьте осторожны с публикациями.

      В интернете нет возможности удаления опубликованной информации. Все опубликованные комментарии и изображения могут навсегда остаться в Сети, поскольку при удалении оригинала вы не удаляете копии, которые могли сделать другие пользователи. После публикации комментария уже нет возможности «взять свои слова обратно», также невозможно удалить опубликованное компрометирующее изображение. Если вы не хотите, чтобы вашу публикацию увидели родители или потенциальный работодатель, не стоит публиковать этот материал.

      И будьте осторожны, публикуя личную информацию в интернете: не указывайте номер социального страхования, адрес и дату рождения в профилях социальных сетей. В реальной жизни вы бы не стали сообщать личные данные незнакомцам, и точно так же не следует публиковать их в интернете и делать доступными миллионам пользователей.

      Соблюдайте осторожность при предоставлении адреса электронной почты. Полезно иметь дополнительную временную учетную запись электронной почты, используемую исключительно для регистрации и подписки. Она должна отличаться от рабочей и от используемой для переписки с друзьями и близкими.

      13. Будьте осторожны с онлайн-знакомствами.

      Ваши интернет-знакомые не всегда являются теми, за кого себя выдают. Они могут даже не являться реальными людьми. Используя поддельные профили в социальных сетях, злоумышленники охотятся за неосторожными пользователями с целью кражи их средств. К социальной жизни в интернете стоит относиться с такой же осторожностью, как и к социальной жизни в реальном мире. Это особенно важно в связи с возросшим в последние годы количеством случаев мошенничества в сфере онлайн-знакомств.

      14. Перепроверяйте информацию, найденную в интернете.

      К сожалению, в интернете присутствует большое количество поддельных новостей и ложных сведений. В потоке получаемой ежедневно информации легко потеряться. Если вы сомневаетесь в достоверности прочитанной информации, проведите собственное исследование и установите реальные факты. На надежных веб-сайтах, как правило, приводятся ссылки на первоисточники. а на подозрительных страницах вообще не приведено никаких ссылок. Вы можете ознакомиться с рекомендациями по выявлению фейковых новостей здесь.

      15. Используйте хороший антивирус и регулярно обновляйте его.

      Помимо соблюдения рекомендаций по обеспечению безопасности в интернете, важно использовать надежное антивирусное решение. Программное обеспечение для безопасности в интернете защищает устройства и данные и блокирует не только распространенные угрозы, такие как вирусы и вредоносные программы, но и комплексные атаки с использованием приложений-шпионов, шифровальщиков и межсайтового скриптинга. Как и в случае с операционными системами и приложениями, антивирус необходимо регулярно обновлять, чтобы получать защиту от новейших киберугроз.

      Три правила интернет-безопасности для детей

      Большая часть правил безопасности в интернете актуальна как для взрослых, так и для детей. Однако объяснить их детям не всегда легко. Дети могут совершенно случайно выдать злоумышленникам информацию, открывающую доступ к вашим системам. Обучив детей основам безопасности в интернете, вы сможете защитить устройства вашей семьи от неприятностей. Вот три темы, которые нужно обсудить с ребенком.

      Цифровой след

      Цифровой след, который оставляет в интернете каждый пользователь, – важная концепция, о которой детям нужно знать. Расскажите ребенку, как информация, попавшая в интернет, становится доступной другим пользователям и как они могут ею воспользоваться (например, адресами электронной почты и названиями учетных записей, которые содержат персональные данные, могут воспользоваться злоумышленники). Обсудите эту тему более предметно: например, поговорите об обмене контентом (через социальные сети, игровые аккаунты и электронную почту). Четко объясните, какие данные нельзя публиковать в интернете (фотографии, адреса, номера телефонов, полное имя).

      Пароли

      Надежный пароль – неотъемлемая часть защиты от киберугроз. Самый простой способ сделать цифровой мир безопаснее для вашей семьи – научить ребенка создавать сложные пароли (состоящие как минимум из 12 букв, цифр и специальных символов) и надежно хранить их. С этой задачей поможет справиться менеджер паролей, который автоматически заполняет учетные данные на сайтах.

      Общение с другими пользователями

      Рассылка сообщений – один из самых популярных способов обмануть жертву в интернете. Это одна из важнейших тем, которую нужно обязательно обсудить с ребенком. Прежде всего объясните, как определить, что ссылка, загрузка или письмо от незнакомца, запрашивающего личные данные, являются опасными, и как избежать неприятностей. Более подробно обсудите признаки фишинговых атак и поддельных веб-сайтов. Кроме того, важно научить ребенка правилам общения в интернете. В сети, как и в реальном мире, важно оставаться осторожными и вежливыми, уметь распознавать травлю и не вступать в контакт с теми, кто пытается вас травить. Расскажите ребенку о кибербуллинге и о том, как оставаться доброжелательным к своим собеседникам в Сети.

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников):

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Безопасный Интернет детям

    Урок, посвященный проблемам кибербезопасности, провели сотрудники МВД России в одной из столичных школ. К ребятам пришли в гости официальный представитель МВД России Ирина Волк, сотрудники УОС МВД России и Управления "К". Так был дан старт всероссийской профилактической акции для детей «Безопасный Интернет детям». Перейти.

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов. Перейти.

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов. Перейти.

    О Едином уроке по безопасности в сети "Интернет"

    Информация для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственную политику в сфере общего образования, органов управления образованием муниципальных образований и образовательных организаций. Перейти

    1. единыйурок.рф http://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/ - Единый урок - календарь, методики, материалы
    2. сетевичок.рф http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/ – Безопасный Интернет, интерактив, цифровой квест
    3. http://ip-1.ru/geocode/ - проверка территории размещения сайта
    4. http://www.minjust.ru/nko/fedspisok - Федеральный список экстремистских материалов
    5. http://eais.rkn.gov.ru/ - ЕДИНЫЙ РЕЕСТР доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
    6. http://kurgan.rt.ru/b2bgov/internet/internet_school - техподдержка ПАО «Ростелеком» на изменение настроек контент-фильтра
    7. http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/ - Безопасный Интернет для детей
    8. http://detionline.com/ - Дети России онлайн
    9. http://www.internet-kontrol.ru/ - сайт для умных родителей
    10. http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html - Безопасность детей в интернете
    11. http://mediagvardia.ru/ - «МедиаГвардия» - федеральный проект, целью которого является объединение усилий интернет-пользователей для совместного выявления интернет-сайтов, сообществ и групп в социальных сетях, специализирующихся на распространении противоправного контента
    12. http://www.ligainternet.ru/ - Лига Безопасного Интернета
    13. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/topic.php?SECTION_ID=12 - Лига Безопасного Интернета. Инфографика
    14. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/ - Лига Безопасного Интернета. Родителям и педагогам
    15. http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652 -  Материалы к урокам безопасного интернета
    16. http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=639 - Как обеспечить безопасность детей в интернете
    17. http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrol-interneta-obschenie-bez-riska.html - Родительский контроль Интернета
    18. http://www.saferinternet.ru/  - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по
    19. проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы.
    20. http://www.saferunet.ru/  - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.
    21. http://www.fid.su/  - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
    22. http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html  - Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности
    23. http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids  – Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.
    24. http://www.nachalka.com/bezopasnost  - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям.
    25. http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html  - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
    26. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf  - «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.
    27. http://www.interneshka.net/children/index.phtml  - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет.
    28. http://www.oszone.net/6213/  - OS.zone.net - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».
    29. http://www.rgdb.ru/innocuous-internet - Российская государственная детская библиотека. Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от Интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников 
    http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета.

    Методические и справочные материалы

    Материалы для учащихся начальных классов к «Уроку безопасного Интернета» подготовлены «Лигой безопасного Интернета».

    Они включают:

    1. Наглядный материал для демонстрации на занятии или самостоятельной работы.
    2. Задания, в которых разбираются конкретные случаи.
    3. Контрольный тест.
    4. Памятки с советами, позволяющими формировать у младших школьников базовые поведенческие навыки работы в сети Интернет, предупреждать Интернет-зависимость, бороться с угрозами.

    В материалах отражены следующие темы:

    • «Персональные данные»;
    • «Правила общения с незнакомцами»;
    • «Анонимность в сети»;
    • «Цифровой след»;
    • «Время в сети».
    • Вы сможете ознакомиться с материалами, пройдя по ссылке https://edu.tatar.ru/upload/storage/org558/files/materialy-dlya-uchashhixsya-nachalnyx-klassov-k-uroku-bezopasnogo-interneta.pdf

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • Сайт конкурса «Позитивный контент». Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.
    • Конкурс социальной рекламы. Цель конкурса: привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании онлайновых технологий.
    • Лучший школьный сайт. Цель конкурса- привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта,
    • Интернет в мире и мир в интернете. Конкурс посвящен широкому кругу проблем развития инфокоммуникационных технологий, проблемам информационной безопасности, социальным и психологическим аспектам коммуникации в информационном обществе.

    Международный проект «Сетевичок»

    Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков;
    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»;
    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»;
    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie